Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

подготовила: Абдурахманова С.Р.
воспитатель МБДОУ ЦРР –
д/с №88 «Улыбка»

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие задачи:
-знакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей (зрителей), позитивными и негативными стереотипами;
-расширять их представления о детской литературе;
-учить руководить воспитанием детей как читателей (зрителей), привлекать их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими(зрительскими) интересами группы, выявленны ми в ходе беседы с детьми, освещает имеющиеся проблемы. Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя (зрителя)», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», «Вообразилия Б.Заходера», «Грамматика фантазии Дж. Родари», «Мудрый волшебник С. Маршак», «В мире героев Н. Носова», «Детские страшилки, детективы: вред или польза?» и другие. В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей.

Значительную часть работы с родителями нужно посвятить обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух: вечером все собирались за столом , кто-нибудь читал вслух, затем прочитанное обсуждалось. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она всё больше уходит в прошлое. На лекции можно рассказать о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Для мотивации родителей к семейному чтению, можно провести в группе «Вечер семейного чтения», где воспитатель, дети и родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения; при этом необходимо обратить их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги.

Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах.
· Книги не говорят, да правду сказывают.
· С книгой поведёшься – ума наберёшься.
· Хорошая книга – лучший друг.

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

Памятка для родителей.

· Наполните день ребёнка потешками, прибаутками, приговорками.
· Введите обязательный ритуал чтения книг перед каждым тихим часом.
· Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
· Каждый вечер читайте своему ребёнку. Дети не очень хотят ложиться спать и будут рады возможности с помощью вечернего чтения отдалить отход ко сну. Со временем это станет своеобразным ритуалом укладывания спать.
· Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас совсем мало времени, читайте хоть пару страничек в день
· Не бойтесь читать детям большие произведения, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» развивает память и внимательность, а также поддерживает интерес к чтению. Ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Как научить ребёнка беречь книги

1. Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
2. Не читать во время еды.
3. Не загибать листы, пользоваться закладкой.
4. Класть книгу только на читальный стол.
5. Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
6. Своевременно оказывать «скорую помощь» «заболевшим» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу

1. Объясните перед чтением или во время его трудные слова
2. Спросите, понравилось ли произведение? Чем?
3. Что нового, интересного узнал?
4. Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии рассказа, сказки, стихотворения.
5. Как описана природа?
6. Какие слова и выражения запомнились?
7. Чему научила книга?
8. Предложите ребёнку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок и разыграйте его, изображая голосом персонажей произведения.

Лёгкость и прочность

Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она лёгкая – у малыша должно хватать сил на то, чтобы в любой момент достать книгу с полки. Прочность ей обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой, ребёнок должен иметь возможность «играть» с ней самостоятельно.
В книге яркие картинки и немного мелких отвлекающих деталей. Печатный текст – только крупный, фразы – чёткие и лаконичные.

Если страница представляет собой яркую картинку, текст должен располагаться на светлом фоне.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата (обычно указывается на последней странице или на обложке). Ведь дети часто пытаются грызть книгу.

Всему своё время

Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из двух – трёх слов. Малыш пока не представляет, как обращаться с новой «игрушкой», всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страничек. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, скоро заметите, что ребёнок легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по-своему их называть.

Весёлая азбука

Примерно с года можно начинать читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте ознакомление с весёлыми потешками хорошо сопровождать яркими характерными жестами. Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам, приобретите азбуку. Стоить помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок активно слушает.

Многим детям нравятся книжки-игрушки: всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых. Они привлекательны для ребёнка, но не стоит ими увлекаться. Книги прежде всего предназначены для чтения – это ребёнок должен усвоить. Постепенно сводите количество книг-игрушек к минимуму.

Три года — возраст почемучек оптимальное время для покупки детских иллюстрированных энциклопедий. Читая вместе с вами, малыш получает ответы на интересующие его вопросы и при этом учится работать с новой информацией.

Расширяем кругозор

Если у родителей есть желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, а не по обязанности, у ребёнка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к чтению.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни, и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Если у вас возникают сомнения по поводу содержания книги, не читайте её. Больше доверяйте своей родительской интуиции.

Чем старше ребёнок , тем многообразнее становится круг его чтения. Задача родителей – Постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, в книжный магазин идите вместе.

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения.

Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, объясняя малышу непонятные моменты и общий смысл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *