Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Уважаемые родители, в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, с 12-часовым режимом пребывания для   детей с 2006 года введено  10-ти дневное меню, для  детей от 1,5 до 7 лет.

По данным исследований, проводимых НИИ питания РАМН и другими научно-исследовательскими организациями, 60-90 % населения, в том числе детей, независимо от возраста, социального положения, времени года и других факторов, испытывают дефицит незаменимых микронуклиентов (микроэлементы + витамины) в питании, в первую очередь – витаминов группы В (около 50% детей), витамина С, кальция, железа (до 50% детей), йода.
Поэтому, в целях преодоления микронуклиентной недостаточности и профилактики заболеваний у детей дошкольного возраста,   разработаны примерные 10-дневные рационы питания (меню).
В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью,  что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона, сформировать у детей навыки здорового питания, правильных вкусовых предпочтений.

В меню включены 5 приемов пищи:

  • 1й завтрак;
  • 2й завтрак (в 10 часовсок или витаминизированный напиток);
  • обед;
  • полдник;
  • ужин.

Питание детей в дошкольном учреждение

Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.

Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Возникновение болезней эндокринной системы, органов пищеварения, анемий, в значительной мере, обусловлено факторами алиментарной природы. Несбалансированное питание приводит к витаминной недостаточности, дефициту различных микроэлементов и только при правильно составленном рационе ребенок получает необходимое для нормального роста и развития количество незаменимых пищевых веществ.

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.

Организация питания детей в дошкольном учреждении должна сочетаться с правильным питанием ребенка в семье. Для этого необходима четкая преемственность между ними. Нужно стремиться к тому, чтобы питание вне ДОУ дополняло рацион, получаемый в организованном коллективе. С этой целью в детском саду ежедневно вывешивается меню. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по набору продуктов и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в ДОУ.

Уважаемые родители! Утром, до отправления ребенка в детский сад, не кормите его, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе. Однако если ребенка приходится приводить в ДОУ очень рано, за 1-2 часа до завтрака, то ему можно дома дать сока и (или) какие-либо фрукты.

Говоря об организации питания детей в дошкольных ДОУ, следует остановиться на особенностях питания ребенка в период адаптации к учреждению.

Переход ребенка от домашнего воспитания к воспитанию в детском коллективе почти всегда сопровождается определенными психологическими трудностями. Чем меньше ребенок, тем тяжелее он переносит этот период. Часто в это время у детей снижается аппетит, нарушается сон, иногда наблюдаются невротические реакции, снижается общая сопротивляемость к заболеваниям. Правильная организация питания в это время имеет большое значение и помогает ребенку скорее адаптироваться в коллективе. Перед поступлением ребенка в детский сад родителям рекомендуется приблизить режим питания и состав рациона к условиям детского коллектива, приучить его к тем блюдам, которые чаще дают в детском учреждении, особенно если дома он их не получал. В первые дни пребывания в коллективе нельзя менять стереотип поведения ребенка, в том числе и привычки в питании. Так, если ребенок не умеет или не хочет есть самостоятельно, первое время воспитатель кормит его, иногда даже после того, как остальные дети закончат еду. Если ребенок отказывается от пищи, ни в коем случае нельзя кормить его насильно. Это еще больше усилит отрицательное отношение к коллективу. Нередко дети поступают в дошкольные учреждения в осенний период, когда наиболее высок риск распространения острых респираторных заболеваний, и вновь поступившие дети заболевают в первую очередь. Для профилактики острой инфекционной заболеваемости проводится дополнительная витаминизация рациона питания детей. Целесообразно в этот период введение поливитаминов в течение достаточно длительного времени (до 4-6 месяцев).

      

     Рекомендуемый среднесуточный набор продуктов для питания (на одного ребенка) в детском саду с 12- часовым режимом функционирования

Продукты, количество, г брутто   
  Хлеб пшеничный
  Хлеб ржаной (ржано-пшеничный)  
  Мука пшеничная, ржаная  
  Крупы, бобовые  
  Макаронные изделия  
  Картофель  
  Овощи разные (кроме картофеля), зелень (укроп, петрушка)  
  Фрукты (плоды) свежие  
  Соки фруктовые (овощные), напитки витаминизированные[2]  
  Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник  
  Кондитерские изделия  
  Сахар  
  Масло коровье сливочное  
  Масло растительное  
  Яйцо диетическое  
  Молоко (м.д.ж. 3,2 %)  
  Кисломолочные продукты (м.д.ж. 3,2 %)  
  Творог или творожные изделия (м.д.ж. 9 %)  
  Мясо (I кат, бескостный полуфабрикат)  
  Птица (I кат., п/п)  
  Колбасные изделия  
  Рыба-филе  
  Сметана  
  Сыр  
  Чай  
  Какао-порошок  
 Кофейный напиток злаковый  
  Мука картофельная (крахмал)  
  Соль пищевая поваренная йодированная  
  Дрожжи хлебопекарные  
  Белок, г  
  Жир, г  
  Углеводы, г  
  Энергетическая ценность, ккал